17 век на Руси был ознаменован эпохой закрепощения крестьян. Будучи до той поры лично свободными, крестьяне могли переходить по своему усмотрению с земель одного собственника к другому. Первый указ о закреплении крестьян за землей был издан в 1592 году при царе Борисе. Но в последующие годы был издан ряд указов, дающий некоторые посладбления в его применении. В период Смутного времени, при возросшей роли Боярской думы, ее члены поспешили усилить прежний порядок. Так, при избрании царя Владислава, бояре выговаривали вперед условие, "чтоб на Руси промеж себя керстьянам выходу не быти". К 1649 году, после ряда указов предыдущих лет, был полностью уничтожен ограничительный срок для поимки беглых крестьян. А принятие "Соборного уложения" окончательно закрепило новые порядки.
Помимо этого весь 17 век проходил под влиянием большого "тектонического сдвига" во всем укладе жизни русских людей. Правление Ивана III символизировало начало перехода от удельности к самодержавию. Считается, что окончательно данный переход в умах людей и на всей территории страны завершился только к периоду правления Петра I. Борьба между удельно-вечевым и самодержавным укладом жизни привела к появлению казачества, как последнего оплота удельно-вечевого строя. А местом жительства они избрали себе низовья реки Дон. Это были территории, которые формально (т.е. с точки зрения действующих на тот момент международных мирных договоров) не принадлежали ни одной из соседствующих стран. Но с одной стороны, на эти террритории имела свои притязания Литва, которая историчестки первой стала заселять ее выходцами из Запорожья. А с другой стороны, туда начали сходиться все несогласные с меняющимся укладом жизни в самом Русском государстве. Со временем же все Донское казачество начало разделяться на две условные части. Первая из них, т.н. "белое" или "беломестное" казачество, присягнула в 1634 году на верность царя Михаила Федоровича и стала вести преимущественно оседлый образ жизни. Но при этом продолжила сохранять внутри себя удельно-вечевой политический строй, где главным органом управления выступал "казачий круг".
Вторая же часть казачества, и по абсолютному количеству значительно б0льшая, отказалась признавать над собой чью либо волю. Являясь по сути анархическми внегосударственным образованием, по сооставу данная часть казачества представляла собой в большинстве русских беглых крестьян, солдат и даже мелких помещиков из центральных уездов государства. Уже тогда их обобщенно называли "воровскими" казаками, т.к. основным видом деятельности были грабежи и разбой приграничных сел и торговых караванов.
Таким образом, в стране сложилась ситуация, когда крестьяне повсеместно стали терпеть невыносимые тягости. С одной стороны - это бесчинства и самоуправство со стороны помещиков, которые стали обладать фактически неограниченной властью над крестьянами. А с другой - такое же самоуправство и непомерное обложение налогами со стороны местной власти в лице воевод. Воеводы назначались в уезд на ограниченное время, а в качестве материальной компенсации государство давало им "на прокорм" уезд, а не прямое денежное жалование от царя. Поэтому почти всегда они воспринимали свой уезд как "дойную корову". Ее не жалко было и загубить, т.к. это не было их собственностью. А ввиду ограниченного и небольшого срока службы и они также не были заинтересованы в повышении эффективности работы. И вместе с тем к началу восстания в России сменилось не более 3х поколений жителей (из расчета 20л на женское поколение, и 30л на мужское поколение). Т.е. память о свободных, былых временах была еще крепка. И даже могли оставаться живые свидетели той эпохи.
Именно в такой среде и появляется Стенька Разин. Не являясь формально выходцем из воровских казаков, он тем не менее мог с легостью собирать вокруг себя огромное количество сподвижников. Лишь только появляась в уезде движущая сила, так сразу собирались вокруг нее тысячи сочуствующих - несогласных, обделенных и подавленных крестьян и солдат. Восстание Стеньки Разина, хотя и имело в себе основной костяк, который запомнился в истории своими погромами на юге России и даже в Персии. Оно тем не менее было достаточно самостоятельным. Фактически в стране бродило и появлялось то тут, то там множество шаек, которые могли как иметь грамоты от Разина, так и выступать их сподвижниками лишь на словах.
Большинство известий о восстании Стеньки Разина, равно как и последующие цитаты, нам известны из доношений воевод в Московский Разрядный приказ. Помимо этого, часть материалов осела в Казанском и Посольском приказах в связи с особеннностями подведомственности разных городов своим приказам. Так, приграничные территории, а также Донское казачество в 17 веке ведались Посольским приказом. Наиболее глубокая разработка источников по данной теме была проведена еще в 1857 году, когда А. Попов издал свое историческое исследование1. Он дал обзор источников в самом сочинении, а также издал отдельным томом полный свод источников и их содержание2. Самым ценным из этих источников, за интересующий нас период, является столбец из 310 листков, состоящий из отписок воевод о действиях против Стеньки Разина. Этот столбец сохранился в собрании любителя русских древностей, П.О. Карабанова.3 Тем не менее, отдельно Тамбовскому краю Попов посвятил весьма мало внимания. Эту лакуну восполнил почти 50 лет спустя писатель и публицист С.Н. Терпигоев в своей работе под названием "Раскаты Стенькина грома в Тамбовской земле". Эта работа была опубликована сперва в журнале Исторический вестник4, а затем и в собственной монографии5. В свой работе Терпигоев во многом опирался на материалы ИТУАК, ранее собранные и опубликованные И.И. Дубасовым. Поэтому дальнейшее исследование опирается преимущественно на материалы Дубасова, как на первоисточник архивных материалов.
До Тамбовского уезда восстание добралось уже на закате своего существования - осенью 1670 года. Сюда пришли отряды под предводительством атамана Михаила Харитонова. Первое известие о приближении "воровских шаек" получает Шацкий воевода Остафьев 12 октября 1670 года.[50] Но ввиду малочисленности расквартированных в Шацке войск и собственной старости ("а я, холоп твой, заскорбел и одряхлел и обеспамятел"6), подавление восстания поручается его коллеге, Тамбовскому воеводе Якову Тимофеевичу Хитрово. Мятежники сначала появляются в с.Конобеево, а затем безуспешно нападают на самый Шацк. Затем, тот же отряд, который ходил на оборону к Конобееву, 22 октября был послан в Тамбовский уезд в село Алгасово, где пришла весть, что другая шайка мятежников под предводительством Тимошки Мещерякова укрепились лагерем.
Подробности этого времени дошли до нас в деталях в донесении самого Якова Хитрово:7
...Холоп твой Янка Хитрово челом бъет. В нынешнем, государь, октябре, в 21-й день, ведомо мне, холопу твоему, учинилось в Шацком, что в Шацком уезде, в деревне Печинища, от Шацкаго в 20 верстах, собрався розных шацких сел и деревень воры и изменники крестьяне забунтовали и стояли для воровства многие люди в той деревне Печинищах, да с ними ж де, государь, ворами и изменники в той же деревни стояли танбовские казаки и солдаты ровных слобод и сел, которым, по твоему великого государя указу, велено быть на твоей, великого государя, службе в Шацком полку у меня, холопа твоего, и твое, великого государя, денежное жалованье для службы им казаком и солдатом дано в Танбове, и из твоей же, государь, деревни Печинищей те воры и танбовские казаки и солдаты, боясь на себя твоих, великого государя, ратных людей приходу, отошед в Танбовский уезд на рыбную пустошь в село Алгасово, став обозом, и завели бунт, и призвали к себе рыбной же пустоши разных сел крестьян многих и стали побивать всяких чинов людей и живот их, грабить и твою, великого государя, казну, котора была послана, с начальными людьми ко мне, холопу твоему, в рейтарской полк полковника Семена Семенова сына Скорнякова-Писарева, анамена, и трубы, и литавры, и пистоли, и карабины взяли; и октября, государь, в 22-й день на тех воров и бунтовщиков и на танбовских казаков и на солдатов в Танбовский уезд в село Алгасово с твоими, великого государя, ратными людьми и с полковники, и с рейтары из Шацкого я, холоп твой, ходил и пришед в село Алгасово тех воров и казаков и солдатов и мужиков бунтовщиков в селе Алгасове осадили и к обозу их приступили жестокими приступы и из пушек били и побивали в обозе и у обозу их многих, и то, государь, село Алгасово велел я, холоп твой, в то приступное время зажечь и разорить, потому что того села Алгасова крестьяне в том же обозе с теми ворами и с казаками и с солдаты сидели и с твоими, великого государя, ратными людьми бились за одно; и октября ж, государь, в 23-й день милостию Божиею и твоим, великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Росии Самодержца и твоих государских благородных чад счастьем они воры и бунтовщики танбовцы казаки с солдаты Тимошка Мещереков с товарыщи, видя над собою твоих, великого государя, ратных людей промысел и жестокий приступ и от пушечной стрельбы великую тесноту, а на себя упадок и пожарное разорение, тебе, великому государю, в той своей воровской вине до били челом; и я, холоп твой, велел их привесть к вере на том, что им, казаком и солдатом впредь тебе, великому государю и твоим, великого государя, благородный чадом служить по прежнему и ни к какому воровству и к воровским прелестям не приставать и твоих, великого государя, бояр и воевод и всяких прикаяных людей не побивать и городов не сдавать и не изменить, а где воровских людей проведают, и их имать и в городы приводить, также где и про воровской завод уведают и им извещать и воровские свои знамена мне, холопу твоему, отдали и в всем быть послушным, а приветчи, государь, к вере тех танбовцов, казаков и солдатов, Тимошку Мещерекова с товарыщи отпустил я, холоп твой, из того села Алгасова в Танбов, октября, в 23-й день для того, чтоб они, видя к себе такую твою, великого государя, милость, в Танбовскои уезде по селам и по деревням сказывали, что им вместо смерти дан живот и вина им отдана, и видя б такую твою государскую милость иные их братья по селам и по деревням ни на какую воровскую прелесть не прельщались;...
(Помета): 179-го октября в 29 день с Козловцом с Михайлом Кортавцовым. Сей отписки великий государь слушал и указал к думному дворенину и к ратным людям послать свою государеву грамоту с милостливым словом
Мнение, что село было полностью сожжено прослеживается только у современных авторов, как интерпретация записей первоисточников. В первоисточнике, как видно выше, содержится лишь следующее: после того, как царский воевода "село Алгасово велел... зажечь и разорить", восставшие сдались. Более того, согласно "церковной летописи с.Алагасова" выпись из летописи, содержащая сведения о церквях была составлена в 1677 г., т.е. уже после нападения Стеньки Разина. Это в свою очередь означает, что в истории с разинцами церкви не пострадали. А т. к. церкви находились в центре села, то и он (центр) не также пострадал.
Есть и еще одно схожее донесение, архивный источник которого пока не удалось выявить. Хотя и утверждается, что цитаты эти сделаны из источников, хранящихся в Разрядном архиве, ныне в РГАДА. Это цитата из донесения, опубликованного И.И. Дубасовым, сначала в ИТУАК в 1886 году8, а затем и в собственном сборнике в 1887 году:9
и осадил, и к обозу их приступами жестокими приступал и из пушек бил и побивал, и села Алгасова и Рыбное зажег и разорил; и от тое пушечные стрельбы и великия тесноты воры с атаманом Тимошкой Мещеряковым добили великому государю челом...
Что примечательно, Дубасов дает данную цитату в качестве иллюстрации к своему реферату. Но к реферату также прилагаются докменты, "о содержании которых я имел честь докладывать... напечатать в приложении к настоящему нашему журналу полностью". Документы представляют из себя сборник, выписанный из столбцов Приказного стола за №№1567-417, под названием "Царские грамоты и отписки Тамбовских воевод". На стр.38 данного сборника, в разделе с пометой "В доклад", приводится донесение целиком, как оно представленю выше в выписке с началом "Холоп твой Янка хитрово челом бъет...". Таким образом, остается неизвестным источник той краткой цитаты с приписками про с.Рыбное.
Теперь вернемся к историческому повествованию. После расправы в Алгасово, из Шацка вновь были посылаемы отряды к селам Сухеву и Ракову в Шацком же уезде. После этого они отправились на соединение с князем Долгоруким к Темникову, а Шацк занял Хитрово. Еще некоторое время другие воровские шайки появлялись в разных местах Шацкого уезда (Устье, Роково, Керельск, Борки и т.д.) и даже взяли город Кадом, но были оперативно разбиты отрядами Хирово, которому к тому времени выслали дополнительные подкрепления из Москвы. Волнения еще продолжались в разных местах, но значительная стабилизация обстановки по всей стране была достигнута уже к январю 1671 года. Самого же Стенькю Разина удалось взять в заложники лояльным отрядам калмыков, которые и доставили его в Москву. Где вместе со своим братом они были "торжественно" повешены. Об этом сохранилось множество сведений, в том числе от ииностранцев, прибывавших в это время в Москве.
История возмущения Стеньки Разина, 1857. Стр.107. ↩
Материалы для истории возмущения Стеньки Разина. Москва, 1857. ↩
История возмущения Стеньки Разина, 1857. Стр.7. ↩
С. Н. Терпигорев. Раскаты Стенькина грома в Тамбовской земле. // Журнал "Исторический вестник", №41, июль 1890г, стр.63 ↩
С.Н. Терпигоев. Исторические рассказы и воспоминания. Санкт-Петербург, 1890. Стр.161 ↩
там же, стр. ↩
И.И. Дубасов. Приложение 2-е. Царские грамоты и отписки Тамбовских воевод. ИТУАК №11, 1866г, стр.38 ↩
И.И. Дубасов. Речь И.И. Дубасова. ИТУАК №11, 1866г, стр.8 ↩
И.И. Дубасов. Очерки по истории Тамбовского края. Вып.5, Стр.174 ↩