сектантство

Принято считать, что молоканство, как широкое религиозное движение, появилось в Тамбове во второй половине XVIII века, хотя оно зародилось намного раньше. В Синодальных указах Тамбовской консистории от 1768 и 1769 годов указывалось, что при допросах молокане уже в 1765 году заявляли, что их вера принята ими от предков, которые испытали много невзгод в борьбе за свои убеждения. Сторонники этого вероисповедания тогда еще не назывались молоканами, а именовали себя “духовными христианами”, утверждая, что “Бог есть дух”. В народе же их называли по разному: “щельниками”, “иконоборцами”,
“духовщиной”, “фармазонами” и т.п.1

Лишь в начале второй половины XVIII столетия тамбовское общество приверженцев этого движения получило название «молокане» и Тамбов­ская консистория в своем донесении Святому Синоду в 1765 году эту секту уже упоминала под наименованием “молокане”. Такое название сектантам было дано за то, что они не придерживались установленных церковных по­стов и потребляли в постные дни скоромное и преимущественно молоко, как наиболее распространенный в крестьянской среде продукт питания. Хотя название это мало объясняло сущность новой секты “духовных христиан”, тем не менее оно прочно закрепилось за ними и сохранилось до настоящего времени. Большой вклад в распространение учения молокан и объединение их в одно большое религиозное движение внес С.М. Уклеин, который многими по­ читается как основоположник молоканства.

Семен Уклеин родился в 1727 году в с.Уварово Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Но Уклеин стал лишь символом и движущей силой новой секты. Но само учение уже существало к тому времени. Так, известно, что Семен Уклеин, находясь в одном из сел(считается, что это было с.Горелое Тамбовскго уезда), встретился с известным в то время лидером духоборов - Илларионом Побирохиным. Эта памятная встреча полностью изменила дальнейшую жизнь Уклеина, и с тех пор он безоговорочно принял его учение. Будучи сначала учеником Побирохина он со временем развивает собственную систему догматов, которую впоследствии назовут молоканством.

Но почему именно Тамбовская губерния стала колыбелью формирования и широкого становления моло­канства и духоборчества?2 Причина кроется в ее историческом состоянии, географическом и экономическом положении, что не могло не сказаться на формировании религиозных настроений и взглядов населения. Тамбовская губерния была образована в 1780 году. До этого город Тамбов являлся провинциальным городом Воронежской губернии, а терри­тория входила частично в Азовскую губернию, частично в Воронежскую и Владимирскую. Край состоял из степей в южной части и густых огромных лесов в северной части, где в их глуши обитала мордва, мещера, различные шайки разбойников и беглых людей. Здесь же, в городе Борисоглебске, при Петре I появились верфи для сооружения азовского флота, где работало много немцев-протестантов. С обнаружением чугунных руд и созданием литейных заводов в Липецком уезде, количество иностранцев стало быстро увеличиваться. Для русского населения идеи протестантизма выглядели намного выгоднее и привлекательнее, чем православие с его армией служи­телей, которых требовалось содержать.

Церковная епархия в Тамбовской губернии находилась в жалком состо­янии, церковные старосты и приходские священники ходили по дворам, собирая церковные подати, духовенство не отличалось образованностью и погрязло в невежестве. Набор рекрутов в армию из числа духовенства совершенно лишало его
авторитета и ставило его на один уровень с мужичьем. Духовная верхушка использовала рядовых священнослужителей в качестве рабочей силы, на­правляя их на заработки, за провинность наказывала плетьми и розгами, всячески попирала их достоинство. Все это вызывало в народе пренебре­жительное отношение к духовенству и особую неприязнь к его высшим слоям.

В 1774 году в крае появился Пугачев и еще больше взволновал умы на­рода против правительства, помещиков и духовенства, что также пошло на пользу образования благоприятной почвы для насаждения Уклеиным и его сторонниками нового религиозного направления. Правительство и церковь стали беспощадно расправляться с приверженцами нового вероисповеда­ния. Стоило только священнику сообщить властям, что кто-то не посещает церковь и не придерживается православных обрядов, как на головы нару­шителей обрушивались истязания, плети и розги, невзирая на возраст и пол. Смерть, увечья, ссылки на каторгу и в армию стали уделом сторонников новой веры, которые стойко держались за свои убеждения и всюду пропо­ведовали ненависть к духовенству и начальству. Такая стойкость не могла не вызывать сочувствия и уважения у простых народных масс, привлекая еще больше сторонников.

Вступление на престол Александра 1-го дало некоторе облегчение. Он начал проводил либеральные преобразования, которые коснулись и молокан. В ответ на их прошение, обращенное к царю, правительство реши­ло изолировать их от православного населения и расселить на пустующих землях Мелитопольского уезда Таврической губернии по речке Молочные Воды. В 1803-1805 годах туда начали ссылать молокан из Тамбовской, Орловской и многих других губерний. Чуть ранее там были расселены ду­хоборцы:3 "духоборцов, как тех, кои ныне в разных местах Таврической губернии открылись, так и тех, кои находятся тамже в Екатеринославнской губернии или открыться могут в Херсонской, переселить всех на молочныя воды, не дозволяя никому из них секты сей селиться ни в городах Новоросийскаго края, ни в селениях, в отвращение соблазнительных покушений их привлекать в ересь свою людей православнаго исповедания; "

Положение сильно ухудшилось с наступлением эпохи царствования Николая 1-го, когда опять начались гонения, ссылки, заточения из-за религиоз­ных убеждений. Был принят ряд тайных правительственных постановлений о преследовании сектантов, особенно молокан, которым стали запрещать собираться на молитвенные собрания, исправлять свои обряды, наниматься на работу к православным и нанимать православных работников для своих хозяйств и др. Был принят указ, по которому молоканам было запрещено выдавать паспорта и отлучаться от мест, где они были приписаны, что затрудняло занятие торговлей, прирабатывать батрачеством и т.п. Несмотря на все это, движение сектантов ширилось и распространилось почти на все губернии, как центральной части Российской Империи, так и на ее окраины. Специальным указом от 20 октября 1830 года сектантам было запре­щено расселяться в ряде южных провинций России, куда многие из них стремились, и разрешалось селиться лишь в Закавказье. С этого времени началось узаконенное удаление молокан и духоборцев из среды православ­ного населения России.
Но переселялись молокане не только в Закавказье. Распространение молокан в первой половине XIX века было огромным. Они не только за­селяли Ставропольскую губернию, не только жили целыми поселениями в Тамбовской, Воронежской, Самарской, Саратовской и Астраханской гу­берниях; переселялись в большом количестве в Сибирь, в Среднюю Азию, на Дальний Восток и другие отдаленные окраины государства Российского.

На данный момент однозначных сведений о первых приверженцах молоканской секты в Алгасово имеется весьма мало. Наиболее ранее упоминание связано с проповедью Семена Уклеина, который вел свою деятельность в соседнем с.Сысоево(Рыбное тож).

В 1762 году, 35-и летний Семен Матвеевеич Уклеин поселяется в с.Рыбное в доме Моршанского купца Семена Андреевича Швецова.4 По рассказам очевидцев, как-то после проповеди Уклеина, касающейся основания его церкви и праведной жизни людей по Библии, С.А. Швецов, с Библией же в руках, "явился в базарный день села «Старого Сысоева» (Рыбного тож) среди народа, и стал ходить по базару взад и вперед, читал и толковал Библию и увлек весь народ в свое учение. Будучи человеком богатым, С.А. Швецов делал громадные пожертвования, начал распространять новое учение и по всем окрестностям."5 Вспомним, что всего через три года, в 1765 году Тамбовская консистория впервые доносит Синоду о существовании молокан.

При этом наиболее ранняя публикация данной истории приводит некоторые дополнительные детали.5 Так, С.М. Уклеин приехал в Рыбное не к С.А. Уклеину, а в дом к его отцу "к дворцовому крестьянину Швецову". Первоначальный источник приводится как "Рукопись Иакова, №3775". При этом там же отмечается, что и сын того крестьянина был не Моршанским, а Шацким купцом.

Интересно, а была ли базарная площадь в Рыбном? Насколько мне известно, во всей волости главной ярмаркой всегда считалась Алгасовская.

Федор Ливанов в своем фундаментальном труде дает еще несколько любопытных заметок и приводит первое упоминание о молоканах Алгасово.6 "в селе Рыбном из семейства Швецова оно перешло 1755 года в семейство крестьянина того же села Гришенникова, потом скоро распространилось по всему селу; в селе Алгасове в конце 1750х годов оно существовало уже в семействе крестьянина Трофима Букреева." (На мой взгляд в источнике допущена опечатка и речь в действительности идет о 176х годах. в таком случае цифры согласуются с предыдущей циатой)

Здесь же сразу следует сделать важное замечание. Федор Ливанов приводин статистику конца 18в касательно сословного распределения молокан: "по спискам, доставленным тамбовскому губернатору, мужского пола: купцов 10, мещан 23, однодворцев 719, удельных крестьян 116, помещитчьих 108". Таким образом, концу 18 века, когда молоканство разошлось по всей Тамбовской губернии, подавляющее большинство его было среди однодворчества. Читай - зажиточной части будущего крестьянства.

Еще в России, до переселения на Кавказ, некоторые молоканские про­роки (Соколов, Булгаков и многие другие) начали проповедовать идею о кончине века сего, скором «страшном суде Христовом, когда грешные все погибнут, а праведные останутся царствовать со Христом на земле тысячу лет».7 Они предсказывали наступление божьего чуда уже в 1836 году. Так, в 1821 году было составлено доношение Тамбовского гражданского губернатора на "Моршанской округи с. Алгасова удельного кр-на Михаилы Картышева по развращению его якобы вышедшаго в отставку солдата малаканской секты Савелья Рудометкина".8

Но когда 1836 год прошел и чуда не произошло, пророки начали излагать про­екты об идеальном по своему строю тысячелетнем царстве для избранных, которыми по их мнению являлись молокане. Наибольшего размаха эти про­поведи достигли уже по месту нового расселения молокан - в Эриванской, Шемахинской, Елисаветпольской губерниях.

Последователь Соколова и Булгакова, уроженец села Алгасово Моршанского уезда Тамбовской губернии Максим Гаврилович Рудометкин, по специальности колесник, создал но­вое широкое течение в молоканстве, которое прочно объединяет большой массив молокан и в наши дни. Он ввел в своей общине «хождение в ду­хе», сопровождавшееся священными песнопениями, в процессе которых молящиеся, впадая в экстаз, начинали трястись, дергаться и подпрыгивать то в одиночку, то целыми группами. В силу этого молва стала называть их «прыгунами». Это название впоследствии было усвоено и самими сто­ронниками этого течения. Они стали официально называть себя «духовные молокане-прыгуны».

Главное толкование прыгунов заключалось в том, что скоро наступит тысячелетнее царство и к нему надо готовиться, что вскоре грядет “царь солнца”, который и устроит всю их жизнь. Они начали отрицать власть правительства. Сам Рудометкин стал называться «царем духов» и «вождем сионско­го народа». Он возглавил духовную жизнь общины, управление которой осуществлялось через совет старейшин под его эгидой. В своем кругу он начал вводить так называемый «сионский язык», на котором, по его мне­нию, должны будут разговаривать жители тысячелетнего царства. Так, например, приветствие звучало следующим образом: паргинал, ассуринал, юзгорис. Себя он именовал Енфанаил Савахан Юлия. Проповеди его имели большой успех и увлекали многих молокан.

Правительству не по нраву пришлись догматы нового учения и против его сторонников начались репрессии. Наиболее рьяные его последователи были заключены в тюрьмы. Некоторые были высланы. Сам Рудометкин в 1857 году был заключен в Александрапольскую тюрьму, а через год пожизненно сослан в Соловецкий, а затем, через девять лет переведен в Суздальский монастырь “для перевоспитания”.

В заклю­чении он в невероятно тяжелых условиях, тайно от зорко наблюдавших за ним монахов, написал четырнадцать рукописных “книжек”, которые, в дальнейшем, составили вместе с другими избранными писаниями деятелей секты духовных молокан, одну общую книгу под названием «Кни­га солнца». В ней изложены обряды, молитвы, псалмы, предсказания и другое. За свои многолетние мучения за веру Максим Гаврилович Рудо­меткин отнесен молоканами к разряду святых, его памяти они поклоняются и заповедями руководствуются. Его учение в настоящее время охваты­вает большую массу молокан Закавказья, Америки и Австралии, а его особо активных последователей именуют “максимистами”

Подлинные рукописи Рудометкина были доставлены из России в Аме­рику, где в 1915 году в Лос-Анджелесе были изданы отдельной книгой «Дух и жизнь», куда также были включены и толкования других видных молоканских проповедников. Книга впоследствии там же издавалась дваж­ды - в 1929 и 1947 годах. В настоящее время в каждом доме “прыгунов” на столе имеются три раскрытые книги: Ветхий Завет, Новый Завет и “Дух и жизнь”.

Наследие М.Г. Рудометкина в Алгасове прослеживается и по архивным источникам. Так, часть семей с фамилией Комарев из 3й ревизии (1763г) появляется в ревизии 1834 года под фамилией Рудометкин. Известно, что у М.Г. Рудометкина было прозвище "царь-комар", или просто "Комар". Очевидно, прозвище пошло от фамилии "Комарев". Таким образом, Комарев была уличная фамилия, которая какое-то время существовала параллельно с более поздней, приобретенной, официальной фамилией Рудометкин. Стоит также отметить, что на рубеже 18-19 веков в Алгасово появляются новые фамилии у многих семей. Иногда они не держались долго и исчезали к середине 19 века. Причина такой вариативности пока не выяснена.

Считается, что М.Г. Рудометкин развил свое учение уже будучи выселенным из Алгасова. Согласно историческим источникам он поселился в селе Никитино Александрапольского уезда Эриванской губернии.
Данные касательно первоначального основания села сильно разнятся. Согласно версии сайтна molokans.ru9 село Никитино было основано в 1838 году выходцами из Алгасово. По другой версии село основано в 1820г. Еще один источник упоминает 1842 год. И, наконец, Иванов Сергей в своей отчетной работе ссылается на источник, где упомянут 1840г основания села.10 При этом им же отмечено, что "в ближайшие два года из этого же уезда доброволь­но переселилась в Восточную Армению 61 семья и ос­новала по соседству с селением Никитино Воскресенкy".

Первоначальными поселенцами были 8 семей. Был ли среди первых поселенцев будущий прыгун М.Г. Рудометкин пока неизвестно. В 193х годах Никитино было переименовано в Фиолетово (в честь бакинского комиссара Ивана Фиолетова).

Исходя из встречающихся фамилий жителей Никитина, таких как:

  • Павел Ионович Дьяконов
  • Евдокия Васильевна Суковицина, Павел и Татьяна Суковицыны11
  • Дина Васильевна Попова
  • Михаил Тимофеевич Мечиков12

Можно с большой долей уверенности предположить, что часть переселенцев из Алгасова в прежнее время имела отношение к официальной церкви.

Помимо этого, по материалам исследовательницы Елены Брозовской одна из ветвей Рудометкиных стала встречаться в МК начиная с 1768 года. А ранеее этого предки упоминались под фамилией Асосков(Аносов).
Примечательно, что 1768г отстоит совсем недалеко от 1765 года, когда появляется первое упоминание о молоканах в официальных источниках. (см. молокане Тамбовской губернии)

В 1833 году эта ветвь Рудометкиных, уже в молоканстве, была переселена в Таврическую губернию в Мелитопольский уезд в одно из молоканских сел: Астраханка, Ново-Васильевка или Шавкай. В середине 19 века они же переселились «в ногайские степи на Куру и основали хутор Рудометкина». Предположительно, часть Рудометкиных из Мелитопольского уезда позднее переселилась в Оренбургский уезд в села Благодарное и Астраханка.

Таким образом, на данный момент известно, как минимум, два генетически разных рода, которые дали впоследствии фамилию Рудометкины. Причем оба рода имели отношение к молоканской секте.

Фамилия Рудометкин, в свою очередь, образована от прозвища Рудометка. Однако оно никак не соотносится с профессией, связанной с добычей руды. В основе прозвища лежит славянское слово "руда" в значении "кровь". В старину довольно часто многие болезни лечились путем кровопускания. Поэтому вполне можно предположить, что предок обладателя этой фамилии был лекарем и практиковал именно такой способ лечения, за что и получил прозвище Рудометка.

Жители с фамилией Рудометкин в Фиолетово есть и сейчас. Наталья и Михаил Рудометкины содержат в селе дом, в котором могут разместиться туристы. Помимо этого, в одном из фото блогов упомянут Петр Алексеевич Рудометкин.11

Помимо упомянутых выше, в архивных источниках встречаются следующие фамилии молокан из Алгасово:

  • Шубин (1837г)13
  • Самойла Минасуев (1838г)14
  • Максим Бирюков (1838г)15
  • Букреев (1838г)16
  • Суковицын (1838г)16
  • Карташев (1838г)17
  • Канай Терентьевич Мечиков12
  • Григорий Карев18

Из других интересных источников, стоящих изучения, следует выделить:

  • РГИА-1284-207-27. 1852г - По донесению начальника Тамбовской губернии о распространении молоканской секты в селе Алгасове.
  • РГИА-1284-198-8513/2887. 1839г - По донесению Тамбовского гражданского губернатора о противозаконных поступках раскольников сел: Алгасова, Серпового и Малых куликов Гарилы Рудакова, Ивана Аринина, Ивана Шубина и прочих их единомышленников.
  • РГИА-1284-200-661/2484. 1844г - По донесению состоящего в должности тамбовского гражданского губернатора о крестьянине Андрее Рудометкине, сужденном за уклонение в молоконскую секту и совращению в оную семейных своих
  • РГИА-1284-218-.... 18ххг - Тут же о перемещении крестьянина Рудометсина из Соловецкого в Суздальский монастырь.

Сведений о наличии духоборцев в Алгасово к настоящему моменту мною собрано совсем немного. Но очевидно, что это лишь вопрос времени. Как видно из предыдущего раздела, молоканское вероучение появилось на уже "сдобренной" почве духоборцев. И, действительно, упомянутый выше Федор Ливанов дает любопытную заметку относительно духоборцев и снова упоминает Сысоево (Рыбное тож).19

"Побирохина не замедлили заменить в 70х годах XVIII столетия сын его, отданный в солдаты за духоборчество. Он явился в Тамбовскую губернию из с-петербургской гвардии и поселился в селе Сысоеве Моршанского уезда подъ именем Савелия Капустина. Нет сомнения, что этот Савелий Иларионов бежал из войска и, чтобы безпрепятственно проживать в Тамбовской губернии принял другую фамилию, и для этого вероятно запасся "видом об отставке" с званием отставнаго капрала Капустина. Село „Сысоево" было уже с 1755г. притоном духоборчества, следовательно для Капустина представляло выгодную резиденцию. Как зять Семена Уклеина, женившегося на сестре Капустина, потом оставленной, этот последний не прерывал "со стариком Уклеиным" родственных отношений и часто проводил с ним время в селе Горелом, приводя в систему духоборческое учение. Капустин родился в 1743г., а когда он возвратился из войска, ему было около 30 лет. Личность Капустина в истории духоборчества имела огромное значение, несравненно большее значения Побирохина, так что едва ли кто из духоборческой среды достигал до той высоты, на которой стоял Капустин"

На данный момент имеется ряд свидетельств о том, что крестьяне Алгасово переселялись в г.Новоузенск Саратовского уезда (позднее - Самарская губерния). Но при этом нет никаких сведений, объясняющих причины этих переселений: от малоземелья или высылка еретиков. Т.к. Новоузенск известен большим количеством сектантов, то я условлися пока не выделять его в отдельную главу.

Превоначально населенный пункт назывался д.Чертанла по одноименной реке, которая протекает поблизости. И основана она была старообрядцами и прочими "еретиками" - сходцами из различных уездов центральной и западной Российской империи. В 1835г. Чертанла была переименован в г.Новый Узень. А позднее - г.Новоузенск. Когда впервые здесь стали селиться выходцы из Алгасово на данный момент мною не установлено.

Из моих предков согласно 9й ревизии в 184х годах переселились в Новоузенск две семьи Сазыкиных:20 21
Но есть сведения, что Алгасовские семьи здесь были уже не ранее 1797г, когда они были зафикисрованы в 5й ревизии:22 23

С 1800го года по указу Экспедиции от 22 сентября 1799 г с № 2743
...
Моршанской округи села ...Села Алхосова /Алгасова/

Семен Иванов сын Ерофеев 56
у него дети
Алексей 33
Егор 23
У Алексея сын
Никифор 5 - по скаске Петр
...
Михаил Сидоров 49 сын Асосков
У него дети
Леонтей 23
Семен 20
Евдоким 9
Егор 4
...
Леонтей Федоров Нагибин 57
У него дети
Лаврентий 43
Гаврила 23
Иван 20
Григорей 14- по скаске Фома
У Лаврентья сын
Иван 5
...
Харитон Васильев Яндринской 53
У него дети
Лаврентей 33
Семион 20
Аким 12
Иван 3
У Лаврентья сын
Семен 4
...
Артемий Яковлев 26
У него дети
Иван 26 - Ососковы
Терентий 5 - Ососковы
У Ивана сын
Федот 3
...
По указу бывшие Тамбовской удельной Експедиции от 23 ноября с №3939 1807 гда
Моршанского уезда... Села Алгасова

Аким Иванов 26
У него сын Яков 9
...
Николай Евдокимов 24
У него сын
Пантелей 11
...
Родион Аковлев 10
У него брат
Герасим 8
...
Федор Савастьянов Сучков 34
У него дети
Иван 14
Егор 2
...
Яков Иванов Ребков(?) 56
У него приемын
Гаврила Прокофев 25
У него сын
Иван 3 недели
...
Тарас Иванов Салонин 24
Андрей Киреев Салонин 44
У него сын
Егор 19
...
Савелей Иванов Комарев 28
У него дети
Трофим 11
Козма 6
...
Филип Никифоров Дураков(?)
у него дети
Марка 14
Яков 10
...
Вдовы Февроньи Никитиной дети
Сидор 19
Иван 16
...
Перечисленныя по указам бывшие Тамбовской Удельной Экспедиции без приложения об имянах их именных регисторов
По 1й от 30 генваря 1800 года с №273
Тамбовской губернии...
из села Алгасова

Артемей Яковлев
...
По 2 от 19го апреля с №1510 1801 года
...
Моршанской округи
Из села Алгасова без регистра 37ду
По 3 от 6ого июля 1804 года с №3255
Моршанской округи

из села Алгасова Ефтей Зеленцов

Леонтий Федоров Нагибин
сын Леонтий
дочь Леонтия Мавра (1813гр)24 25

1824-1828гг.
Абрам Матвеев
Потап Лукьянов
Егор Матвеев
Лаврентий Горбунов
Никита Косачев
Антон Вязьмин
Минай Степанов
Иван Артемов
...
1824:
села Чертанлы удельных крестьян староста Фома Морозов и лучшие люди Егор Сучков, Яков Панфилов, Михайла Савельев, Хрисанф Котин, Степан Евсиков, Ларион Нагибин, Никифор Молоствов, Петр Судоплатов, Фатей Василльев, Никита Ососков, Архип Крючев, Максим Синичкин, Трофим Спирин, Савелий Лохматов, Семен Ерзиков, Андрей Гаврилов, Петр Карякин, Маркел Зубарев - “не против” переселения этих переселенцев:
...
(стр.13) из Алгасово в Чертанлу:
Абрам Матвеев
Ульян Морозов
Егор Матвеев
Никита Косачев
Ермолай Лыгорев26

перечислены в Саратовскую губернию Хвалынского уезда в село Чертанлу в 1827 27
Никита Николаев Косачев
Абрам Матвеев Назаров
Егор Матвеев Назаров
Потап Лукьянов Морозов
...
Переведены в Саратовскую губернию оного уезда в село Чертанлу в 1827г:
Михей Васильев Лыгорев
...
Переведены в село Александров Гай в 1831г:
Автомона Алексеева Холопова племянник Иван Григорьев
Леонтий Максимов Поленин (?)
Григорий Миронов Минащев
Арефий Алексеев (без фамилии)

В ревизии 1850 село Агласово:

115 - Самсон Михайлович Комарев с внуком Захаром переведён в Новоузенский уезд хутор.....
119 - Игнат Сидорович Комарев с семьёй в г. Новоузенск переведён 28

Иван Степанов Козырев 38 – в 1853 году в САРАТОВСкую губернию в Новоузенский уезд из АЛГАСОВО
Петр Степанов Козырев 27 - в 1853 году в САРАТОВСкую губернию в Новоузенский уезд из АЛГАСОВО 28

Переселение дворцовых крестьян в 1763 году из Тамбовского уезда Верхоценской волости в село Рязанов Брод (Бобылевку) 29
...
Рыбной пустоши села Алгасова:
Морозов Терентий Сергеев
Плякин(?) Гаврила ........
Пигарев Сава Миронов
Пигарев Филипп Савин
Епифан Иванов

Из других интересных источников, стоящих изучения, следует выделить:

  • ГАСО.28.1.453. Дело по отношению Департамента Гос. Имущества по удельным крестьянам, изъявившим желание переселиться в Сарат. губ-нию.18.11.1829 г. (18 л). В деле : переселение 64-х душ из Тамбовской губ. Моршанской пригород. слободы с. Алгасова, Серповаго, Песков и Давыдова - в Сарат. губ. Александр. Гай и М. Узень. Фамилий нет.. 30
  • ГАСО.ф.150 оп.5 д.42 Журналы заседаний Самарской казенной палаты 13 августа 1860 г. - 31 декабря 1860 г. ...Причисление Тамбовской губернии Моршанского уезда с.Алгасова в Новоузенское купечество 3508.jpg31
  • ГАСО.ф.150 оп.5 д.19 Журналы заседаний Самарской казенной палаты 1 сентября 1855 г. - 31 декабря 1855 г. ...Причисление Тамбовской губернии Моршанского уезда с.Алгасова Новоузенского уезда в слободу Александров Гай 1540.jpg32
  • ГАСО.ф.150 оп.5 д.39 Журналы заседаний Самарской казенной палаты 1 января 1860 г. - 29 февраля 1860 г....Причисление Моршанского(?) уезда с.Алгасова в Новоузенское мещанство 276.jpg33
  • ГАСО.ф.150 оп.5 д.4 Журналы заседаний Самарской казенной палаты 1 января 1852 г. - 30 апреля 1852 г....перечисление из Тамбовской г. Маршанского у. с. Алгасова в Новоузенское мещанство, Попов 2714.jpg34

  1. Русские в истории Армении, 2009г. Стр.127 

  2. Русские в истории Армении, 2009г. Стр.130 

  3. РГИА-1284-195-1821/9, стр.35об 

  4. Евдокия Рахманина. "Молокане", 2008г. Стр.69 

  5. Федор Ливанов. "Острожники и раскольники", 3е издание, 1870г, стр.303 

  6. Федор Ливанов. "Острожники и раскольники", 3е издание, 1870г, стр.327 

  7. Русские в истории Армении, 2009г. Стр.148 

  8. РГИА-1284-195-1821/9, стр.8 

  9. Сайт molokans.ru - Фиолетово 

  10. Русские переселенцы на Южном Кавказе в XIX – начале XX вв. 2017г. Стр.23 

  11. Суковицыны, Рудометкины 

  12. Мечиков 

  13. РГИА-1284-197-16/465. По отношению Департамента государственных имуществ о найденных Моршанского уезда в селе Алгасове у новокрещенного из молокан крестьянина Шубина двух тетрадях, писанных неизвестными знаками.Здесь же и о награждении канцеляриста Блюдова 

  14. РГИА-1284-198-51/2267. По просьбе казенных крестьян Тамбовской губернии Моршанского уезда селений Алгасово Самойлы [Миносуева], Серпового Ивана [Арынина] и Малых Куликов Ивана Шубина, о дозволении им переселиться в закавказские провинции 

  15. РГИА-1284-198-178/1105. По прошению Тамбовской губернии Моршанского уезда села Алгасова малолетнено сына сосланного в Закавказские провинции молокана Максима Бирюкова, Прокофия Максимова об освобождении из-под стражы 

  16. РГИА-1284-198-304/4985. По донесению исполняющего должность тамбовского гражданского губернатора о крестьянах сел Алгасова и Рыбного - Букрееве, Суковицине, Петракове и прочих, сужденных за совращение в молоканскую секту. 

  17. РГИА-1284-197-613. По донесению Тамбовского Гражданского Губернатора о крестьянах села Алгасова: Бирюкове, Карташеве, Букрееве и прочих сужденных за раскол // 5 марта 1836 г. – 11 июня 1838 г. 

  18. «Остров». Духоборы в Грузии, документальный фильм - 08:00 

  19. Федор Ливанов. "Острожники и раскольники", 3е издание, 1870г, стр.316 

  20. ГАТО-12-1-1740-Л.566об - №734 - 9я рев - Матвей Григорьев Сазыкин, глава двора - 55л по прежней - Перечислены в 1843 году Саратовской губ. в город Новоузенск 

  21. ГАТО-12-1-1740-Л.541об - №696 - 9я рев - Иван Козьмин Сазыкин, глава двора - 56л по прежней - Перечислены в 1847 году Саратовской губ. в город Новоузенск 

  22. Чертанлы 

  23. parafnordia 

  24. История и историческая память. Вып.10, стр.231 

  25. ГАСО-28-1-694-Л.123 

  26. передано parafnordia в частном порядке 

  27. parafnordia 

  28. platonovaei 

  29. sim64 

  30. Lenker 

  31. lkljh 

  32. lkljh 

  33. lkljh 

  34. lkljh 

Back to top